Отделение предметов теоретического цикла возникло одновременно с открытием музыкальной школы в 1944 году, став общешкольным отделением. Такие предметы как «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки» являются обязательными к изучению обучающимися по всем программам подготовки дополнительного предпрофессионального и дополнительного общеразвивающего музыкального образования. В настоящее время отделением руководит Лариса Константиновна Спиридонова.
Предметы теоретического цикла учебно-воспитательного процесса – это те дисциплины, где создаётся основа систематического, комплексного и гармонического развития музыкальных способностей обучающихся в единстве с выработкой навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Они не заменимы при любой социальной направленности музыкального образования, так как помогают воспитывать слушательскую культуру и активность, навыки бытового музицирования, раскрытия творческого и духовного потенциала обучающихся.
Основные формы и виды занятий на уроках «Сольфеджио» служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху (диктант), подбор аккомпонемента.
Основной целью предмета «Слушание музыки» является формирование первичных знаний о музыке как вида искусства, её основных состовляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах, основных жанров в музыке. Этот предмет помогает развитвать эмоциональную отзывчивость, формировать способность проявлять сопереживание в процессе музыкального произведения, а также формировать умение анализировать и рассказывать о своих впечатлениях от прослушанного музыкального произведения.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе предмета «Слушание музыки» и ставит более сложные задачи:
Формирование интереса к классической музыке и музыкальной культуре в целом
Знание различных музыкальных стилей и жанров, созданные в разные исторические периоды в разных странах
Умение использовать полученные теоретические знания в исполнительской практике
Формирование у наиболее одарённых обучающихсяинтереса и необходимости к продолжению профессионального обучания.
Ежегодно обучающиеся под руководством преподавателей предметов теоретического цикла принимают активное участие в олимпиадах по сольфеджио и музыкальной литературе, а также в научно-практических конференциях среди детских музыкальных школ и школ искусств. Главной оценкой таких творческих работ являются звания дипломантов и лауреатов конкурсов различного уровня.
Отделение предметов теоретического цикла ведёт активную просветительскую работу, систематически проводя тематические музыкальные гостиные, в которые вовлекаются учащиеся и преподаватели всей школы. Такие творческие встречи способствуют расширению музыкального кругозора не только у их непосредственных участников, но и у жителей Копейского городского округа, которые всегда имеют возможность поучаствовать в музыкальных гостиных в качестве слушателей.