↑ Наверх ↑
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Будущие мероприятия

Показать на карте

14 ноября 2016 г.

Как справиться с концертным волнением?

Каждый, кто хотя бы раз выходил на сцену, знает, что испытывает человек в этот момент.Это состояние сценического волнения практически все переживают одинаково. Уверенностьна сцене — это не врожденная способность, а скорее всего наработанное умение управлятьсобой, своими чувствами, мыслями и телом. Поэтому так важно понять, что делать на сценес «не нужными» в данный момент чувствами, о чем думать и как справиться с физическимисимптомами страха: тремолирующими руками, мокрыми ладошками, тошной, головокружениемили болезненными ощущениями в желудке и т.д.

Подготовка к выступлению начинается задолго до сцены — еще в классе, в процессе работы надсвоей программой. Главное правило — работать осознанно и вдумчиво.

Никогда не играть механически. Этому правилу учил своих учеников известный педагог-пианист И.Гофман. Даже упражнения должныисполняться музыкантом с должным вниманием и сосредоточением. Самый большой страх, которыйпосещает музыканта на сцене — это страх забыть нотный текст. Часто так бывает, что самые, казалосьбы, «крепкие» места в произведении во время выступления у студента не получаются. В чем же секрет? Ответ в том, что необходимо выучить произведение даже не на 100 %, а на все 150%. Это означает,что музыкант должен отлично знать свою программу: играть с любого места (с любой ноты), четкоудерживать в памяти структуру произведения, последовательность развертывания музыкальной мыслии художественного образа. И все же, не всем удается, как говорится «донести до сцены» все, что сделано в классе.

Перед самым выходом на сцену волнение достигает своего пика. Исследователи данной проблемывыделяют несколько видов волнения: «волнение — паника». Состояние тревоги и нервозности, раздражительности и суеты. Паника охватываетцеликом — мысли путаются, тело становится каменным и непослушным, чувства перемешиваются и,если можно так сказать, скачут от позитивных до совершенно подавленных.«волнение — апатия». Это состояние абсолютного равнодушия, когда человек не видит результата и не знает, как он будет действовать. Единственное желание — поскорее все это закончить. И, наконец, «волнение — подъем», когда музыкант находится в состоянии предвкушения, радости и эмоционального подъема.

Музыкант, как натянутая струна, готовая зазвучать. Думает о результате своего выступления позитивно, «не разбалтывать» свои эмоции в пустых разговорах перед выходом, удерживает в голове идеальный вариант звучания, понимает последовательность выполнения поставленных задач. С моментом выхода на сцену наступает вторая стадия сценического волнения. Чаще всего студент говорит о том, что совершенно не помнит этого момента: «все как в тумане». Однако, это важный эпизод выступления — правильно выйти, удобно встать (сесть) и собраться с мыслями. О чем необходимо думать в этот момент? О том, Что и Как сейчас зазвучит. Насколько четко в голове будет удерживаться режиссерский план произведения, настолько хорошо и логично будет он воплощен в звуках.

Начало исполнения — самый ответственный момент выступления. Не случайно, выступление сравнивается со спуском с горы на горных лыжах — когда движение начато, уже нет возможности остановиться и начать заново. Еще до прикосновения к инструменту, важно, чтобы звуки музыки уже звучали внутри, для этого необходимо опять же быть максимально сосредоточенным и собранным. И как только произведение зазвучало, начинается внутренняя работа последовательного решения поставленных перед исполнителем задач. Окончание выступления — еще один не менее важный момент.

Закончив свое выступление, исполнитель еще какое-то время будет находиться в концертном состоянии. Это может быть удовлетворение и радость от проделанной работы, разочарование и горечь от неудачи или усталость и желание полного расслабления. Нужно понять какие в данный момент внутри чувства и найти причину. Если это разочарование и переживание неудачи, то подумать и честно ответить себе о причинах. Пошагово проанализировать выступление от кулис до последнего звука. Найти момент, который стал ключевым, и решить, как нужно поступить в следующий раз.

Очень полезно, отметить в выступлении то, что стало новым и позитивным для себя самого. Похвалить себя за то, что получилось. Подобный самоанализ поможет лучше узнать себя и использовать эту информацию для дальнейшего самосовершенствования. Каждый человек желает быть успешным, но не каждый понимает, что за успешностью всегда стоит труд и терпение, выдержка и целеустремленность, желание достичь результата и необходимость прилагать физические, эмоциональные и интеллектуальные усилия. Музыканты, подобно спортсменам, нуждаются в ежедневных тренировках (репетициях), чтобы держать себя в форме и не давать лености отбросить себя на шаг назад.

Музыканты, подобно спортсменам, вынуждены бороть в себе слабости и отказываться от желаний. И только музыканты и спортсмены знают, что значат рекорды и победы на конкурсах, аплодисменты публики и признание таланта.